Frequent Flyer
Frequent Flyer

Поощрительные программы для частолетающих пассажиров

Введение

Сразу следует оговориться, никаких скидок ни одна программа для часто летающих пассажиров НЕ ДАЕТ. Смысл всех подобных программ - "набрано нужное количество очков - приз на выбор", "набрано необходимое количество баллов для перехода на более высокий уровень программы - открыт доступ к определенным привилегиям". Более того, как следует из самого названия подобных программ , чтобы действительно что-то "заработать", НЕОБХОДИМО действительно ЧАСТО ЛЕТАТЬ.

Классификация.

Большинство авиакомпаний считают необходимым иметь свою бонусную программу. Но, к счастью, заводить карточку на каждую необходимости нет, поскольку все альянсы авиакомпаний охотно зачисляют баллы "заработанные" на их партнерах. К числу наиболее известных альянсов можно отнести: "Star Alliance" - Lufthansa, SAS, Austrian Airlines, United Airlines, Varig, Air Canada, Ansett Australia, Air New Zealand; "Oneworld" - British Airways, American Airlines, Finnair, Iberia, Cathay Pacific, Qantas; "Qualifier Group" - Swissar, Sabena, Air Portugal, Crossair, Turkish Airlines, а также альянс KLM, Northwest, Alitalia. Участники таких альянсов далеко не постоянны. Поэтому вполне возможно, что в момент, когда Вы читает данную статью состав альянсовуже изменился.
В каждой программе есть несколько (обычно 3-4) уровней участия. Часто функции бонусной карточки объединены с функциями кредитной карточки.

Как вступить в программу для часто летающих пассажиров.

Вступить в программу может любой человек старше 18-ти лет, заполнив специальную анкету и отправив ее по почте в центр бонусной программы авиакомпании. Обычно, на анкете имеется временная "картонная" карточка участника, по которой сразу же можно зарабатывать баллы (сохраняя на всякий случай оригиналы посадочных купонов). Через некоторое время (2-4 недели) авиакомпания пришлет Вам вступительный пакет документов, постоянную пластиковую карточку участника (низкого уровня) и правила участия в данной программе.

Как зарабатываются очки.

Для того чтобы получить некое количество очков необходимо:
1. Купить авиабилет. На ряд тарифов (обычно "promotion" -рекламные, "supersaver" -очень дешевые специальные тарифы) некоторые авиакомпании очков не начисляют.
2. Указать оператору при бронировании (или выписке) авиабилета номер своей карточки участника.
3. Предъявить Вашу карточку при регистрации на рейс. (Сохранить посадочный талон на тот случай, если авиакомпания по какой-либо причине очки Вам за данный полет не начислит).
4. Многие авиакомпании имеют партнеров в сфере наземного обслуживания (отели, компании по аренде автомобилей и т.п.). Поэтому, при использовании подобных услуг, Вы также можете предъявить свою карточку участника и заработать дополнительные баллы.
Вы всегда сможете проверить свой баланс правильность начисления Ваших баллов по специальному телефону (назвав свой PIN - код), указанному в правилах участия программы или на сайте бонусной программы авиакомпании.

Виды поощрений.

Наибольшее распространение получили три вида поощрений часто летающих пассажиров:
1. Бесплатный билет.
2. Бесплатный upgrade (повышение класса обслуживания). Например, возможность лететь в бизнес классе, имея оплаченный билет экономического класса.
3. Бесплатная туристическая поездка, бесплатная гостиница, бесплатная аренда автомобиля и т.п.

Сколько стоит бесплатный билет.

Рассмотрим бонусные системы авиакомпаний Аэрофлот, KLM и SAS. Попробуем привести их к общему знаменателю, выбрав маршрут: Москва - Нью-Йорк - Москва, а в качестве "бонуса" бесплатный билет экономического класса по тому же маршруту. Оценим сколько полетов необходимо совершить, чтобы получить бесплатный билет. Авиакомпания выписывает нам этот билет - добавив к количеству полетов еще один (здесь мы не учитываем, что некоторые авиакомпании взимают определенные сборы за оформление бесплатного билета). Разделив затраченную нами сумму на получившееся количество перелетов, получим среднюю стоимость каждого билета (включая бесплатный) и приведем полученную прибыль в процентном соотношении к "нормальному" тарифу.

  количество баллов, необходимых для получения бесплатного билета количество баллов за один перелет необходимое количество перелетов тариф одного перелета, уе суммарный тариф, уе прибыль на авиабилете, уе Прибыль в % от тарифа
Аэрофлот 70000 7478 9,36 644 6028 62,15 9,65%
KLM 65000 5700 11,4 591 6737 47,69 8,07%
SAS 70000 11400 6,14 549 3371 76,87 14,00%

Давайте оценим полученные результаты.
1. Аэрофлот. Стоимость 644 уе. - минимальный тариф, по которому Аэрофлот начисляет бонусные баллы. У авиакомпании существует тариф 590 уе по тому же маршруту, но очки по этому тарифу не начисляются ("supersaver"). Умножим количество перелетов на данный тариф (590*9,36=5522) и вычтем из суммы тарифов, по которым баллы засчитываются: 6028-5522=506! Оказывается, экономия на девяти с лишним перелетах составила всего 84 уе., если учесть сложность получения бесплатного билета (см. "Как получить вознаграждение"), то выгода от участия (по крайней мере, на этом направлении в данный сезон) очень сомнительна. (Реальный процент "прибыли" в данном случае - 1,25%)
2. KLM. Желание получить бесплатный билет данной авиакомпании можно объяснить только большой любовью к надежности и комфорту голландского национального перевозчика. Здесь можно, конечно, спорить, но то, что мы на бесплатном билете в данном случае ничего не заработаем, - очевидно. Но существенное преимущество - большое количество рейсов авиакомпании и ее партнеров (от Арубы до Новой Зеландии).
3. SAS. Результат, казалось бы, хорош дело в том, что у скандинавской компании не так уж много международных рейсов, а существующие стыковки, зачастую, связаны с ночевками.
Пойдем дальше. Выберем пять направлений (Нью Йорк, Лондон, Париж, Бангкок и Токио) и по той же методике рассчитаем средний процент "прибыли" от тарифа. Результат сведем в диаграмму.

Казалось бы, результат Аэрофлота просто безнадежен. Но наши вычисления были бы до конца верны, если бы все авиакомпании имели одинаковые тарифы на все направления. На практике это далеко не так. Поэтому сложим минимальные тарифы авиакомпаний на выбранных нами направлениях и вычтем "бонусную прибыль" (подразумевается, что бесплатный билет мы когда-нибудь заработаем). Результат сведем в диаграмму.

Итак, летать Аэрофлотом без всяких бонусов дешевле.

Легко ли получить причитающееся Вам вознаграждение.

Допустим, Вам удалось накопить необходимое количество очков для получения бесплатного билета по выбранному маршруту. Какие трудности могут подстерегать Вас на этом этапе.
1. Бесплатный билет может быть оформлен только туда и обратно.
2. Количество мест, которые авиакомпания квотирует под бесплатные билеты ограничено. В период высокого сезона и повышенного спроса получить бесплатный авиабилет непросто.
3. Существуют периоды, в которые возможность лететь по бесплатному билету, не предусмотрена вовсе (так называемые "blackout dates"). Например, Аэрофлот не выпишет Вам билет в США на периоды 16 - 31 июля, 25 августа - 10 сентября и 15 - 31 декабря. Эти периоды меняются из года в год и различны для авиакомпаний, например, перечисление дат для полетов с NorthWest в рамках программы KLM "Летучий голландец" занимает восемь строк текста.
4. Существует определенный срок, за который необходимо заказать билет. Например, KLM - за 2 недели минимум (но желательно не позднее 6-ти), SAS - не позднее 7-ми дней до вылета, Аэрофлот - 72 часа до вылета (но для получения бесплатного билета Аэрофлота Вам понадобится "Премиальный сертификат", который необходимо оформить лично и заранее).
5. Возврат очков по уже выписанному билету ни одна компания не производит. Изменения дат и маршрута возможны только за определенный срок со значительными штрафами.
6. За оформление бесплатного авиабилета некоторые авиакомпании взимают определенную плату. Например, Swissair - USD 45. В любом случае, аэропортовые сборы Вам придется оплатить, а это на некоторые направления достаточно значительная сумма. Например, для полетов в США ~ USD 70, в Великобританию ~ USD 60.

Как перейти на более высокий уровень программы, и какие преимущества это дает.

Стать элитным участником бонусной программы суждено далеко не каждому. Судите сами. Аэрофлот ("Золотой уровень") - необходимо набрать 150 000 очков в течение года. (20 перелетов Москва - Нью-Йорк - Москва). Мало того, если необходимый минимум в дальнейшем не выполняется, то участник автоматически переводится на более низкий уровень.
Преимущества, которые дает даже САМЫЙ высший уровень участия:
1. Высший приоритет в листе ожидания.
2. Дополнительный бесплатный багаж (обычно 20 кг.).
3. Доступ к залам ожидания бизнес и первого класса (т.н. "Business Lounge").

И все-таки плюс или минус?

Попробуем подвести итоги.
1. Если Вам приходится летать на разных направлениях и разными компаниями, то, получив карточки на все из них, скорее всего больших призов не заработать. Разумнее выбрать одну или две компании, чьими прямыми и стыковочными рейсами летать в Ваши пункты удобнее всего и копить очки только на них.
2. Имейте в виду, что "связав" свои надежды с определенной бонусной программой легко впасть в крайность. Представим себе, что Вам до бесплатного билета осталось набрать всего ничего очков. И вы как раз собрались (очень удачно) в Нью-Йорк. Звоните в авиакомпанию или ее агенту и выясняете, что на необходимую Вам дату билетов по самому дешевому тарифу нет. И вы, купив билет по тарифу на долларов 200 дороже, узнаете, что у другой авиакомпании как раз на Вашу дату действует специальное предложение на 400 долларов дешевле, купленного Вами билета. Бесплатным ли окажется Ваш билет?
3. Будьте готовы, что за Ваши честно заработанные очки Вам придется сражаться (увы, и такое случается). Сохраняйте посадочные купоны.
4. И самое главное. Не придавайте уж слишком большого значения "бонусным перипетиям", а получайте удовольствие от каждого перелета, к чему наше агентство готово приложить максимум усилий.