Авиалайнеры
Авиалайнеры
БОИНГ (BOEING)
АКДОННЕЛ ДУГЛАС (MCDONNEL DOUGLAS)
АЭРОБУС (AIRBUS)
РОССИЙСКАЯ АВИАЦИЯ
МАЛАЯ АВИАЦИЯ

В ближайшие 20 лет в мире будет продано приблизительно 16 000 магистральных самолетов на сумму 1 000 млрд. долларов. Сегодня, когда с дистанции сошли "МакДоннел Дуглас" и российские производители самолетов, в мире остались только два реальных претендента на это золотое дно - американская корпорация "Боинг" и европейский консорциум "Эрбас Индастри".

"Боинг"
Первую модель молодой лесопромышленник из Сиэтла Вильям Боинг создал в 1916 году. Фирма занималась почтовыми перевозками, что позволило ей пережить кризис 1929 года. Во второй раз спасение пришло из Европы: война всегда стимулирует развитие авиации. "Боинг", то конкурируя, то работая совместно с "Дугласом", выпускал бомбардировщики Б-17 и Б-29 и сразу после войны приступил к созданию принципиально нового турбореактивного самолета - четыре двигателя, мощный корпус, возможность преодолевать огромные расстояния. Новый самолет был готов к 1954 году и получил название "Боинг 707". Эта машина положила начало знаменитой серии пассажирских самолетов. (Кстати, на другом конце мира, в СССР, уже два с половиной года летал турбореактивный "Ту-104". Но рожденный в условиях отсутствия конкуренции, наш самолет быстро утратил позиции лидера.) Выпустив на линии "Боинг-707", фирма выиграла свою главную битву. Самолет произвел революцию в коммерческой авиации, но компания "Боинг" не скоро смогла окупить затраты. Финансовое положение спасла следующая модель - "Боинг-727" - более легкий внутриконтинентальный самолет. Во время кризиса 1969 - 1971 года (десятикратное повышение цен на нефть) руководители фирмы проявили необыкновенное упорство и изобретательность. Они сделали ставку на наукоемкие отрасли производства, запустили проект "Боинг-747" и приняли участие в космической программе. "Боинг" снова начал набирать обороты. Сегодня после слияния с "МакДоннел Дуглас", это крупнейшая аэрокосмическая корпорация, которая контролирует 70% мирового рынка магистральных самолетов, является основным подрядчиком НАСА по проектированию и созданию американских компонентов Международной космической станции, участвует в программах "Шаттл", "Морской старт" и других. Вместе с "Майкрософт" и "Теледесик" компания "Боинг" создает "Интернет в небе" из 288 спутников.

"Эрбас"
28 октября 1972 года с аэродрома Бланьяк взлетел гигант весом 130 тонн, с надписью на борту "Airbus A300B". Этот полет явился предвестником грядущего переворота в авиационной промышленности. Европа бросала вызов сорокалетней американской монополии на рынке реактивных авиалайнеров. 25 июля 1967 года три европейских правительства - французское, британское и немецкое - приняли решение приступить к выпуску новых лайнеров. Правительственная поддержка привела к тому, что соперничающие друг с другом европейские фирмы (французская "Сюд Авиасьон", немецкая МВВ и британские "Хокер-Сидлей" и "Роллс-Ройс") внесли миллиард долларов на разработку самолета.
Сегодня "Эрбас Индастри" - гигантский промышленный консорциум - собственность четырех фирм: "Аэроспасьяль" (Франция), "Даймлер-Бенц Аэроспейс Эрбас" (Германия), "Бритиш Аэроспейс" (Великобритания) и CASA (Испания). Штаб - квартира консорциума расположена в Тулузе (Франция). На предприятиях "Эрбас" работают 30 тысяч человек. На уровне международного сотрудничества в эту деятельность включены еще около 100 тысяч сотрудников.